Что ждет мир литературы, если в сети начнут соблюдать авторское право?

/ Просмотров: 135974

Авторское право

Во-первых, спад читаемости. Не каждый готов платить деньги за тонны электронной литературы, которую он с радостью скачивает сейчас бесплатно и, возможно, кое-что из этого читает. Плюс, многие, особенно молодежь и дети, увлекаются зарубежной литературой (Гарри Поттеры, Сумерки и т.д.), а в случае строгого соблюдения авторского права цены на эти издания будут на уровне европейских. И если для крупных городов осилить подобные цены будет еще реально, то в маленьких и бедных городах (в коих проживает куда больше населения по всей России, чем в мегаполисах) будет совсем туго. Да и отечественные авторы, под общую дуду крупных издательств, побегут вприпрыжку за «большими деньгами» и европейскими ценами на литературу. Особенно те авторы, которые действительно чего-то стоят. Менее именитые начнут организовывать сообщества и собственные электронные издательства. А уж те, кто находится в самом низу литературный лестницы, будут пытаться содержать свои собственные сайты, лично занимаясь раскруткой и торговлей. Возможно, при удачном раскладе, создастся даже некий миф очередного легкого заработка в интернете. Так что на первой волне можно вполне ожидать некий писательский подъем. Но пару лет спустя все утихнет – скрипучая литературная телега войдет в обычную разбитую колею «российских дорог». Писательские низа вернутся на самиздаты, где добросовестно продолжат хвалить и ругать друг друга, не особенно заботясь о той ниши читателей, которым нужна просто литература, а не форумы и общение. Есть, конечно, вариант, что правительство разродится очередной образовательной реформой. Можно даже предположить, что они проплатят, например, тысячу книг, которые, по их мнению, должна читать молодежь, выбросив эту литературу в свободный доступ, но…

Теперь давайте представим, что ждет в эру соблюдения авторского права крупные издательства… Да ничего их не ждет. Они, как российский автопром – и не живет, и не умирает. Что касается мелких электронных издательств, то они начнут (да, в принципе уже начали) скупать книги мало-мальски стоящих авторов под реализацию, приобретая единоличные права на издание. Ход сам по себе неплохой, но вот только без рекламы – грош ему цена в прямом смысле слова. Да и реклама одного-двух писателей, как это происходит сейчас, не возродит интерес людей к литературе в целом. Это должно быть комплексной мерой. Плюс большинство издателей считают, что хорошо разбираются в читательских вкусах. Все верно, вот только разбираются они в какой-то одной, устоявшейся читательской нише и совершенно не смотрят в сторону других. Поэтому и литература зачастую получается однобокой. Но сейчас, до строго соблюдения авторских прав, у читателей, которые не попадают в после зрения крупных издательств, есть альтернатива скачать кучу той же самой зарубежной литературы и выбрать то, что придется по вкусу. А придется им по вкусу многое. И не кидайте в меня камни за не-патриотизм – я верил, верю и буду верить, что любая форма искусства не имеет территориальных границ. Просто у кого-то получается чуть лучше и его творения расходятся по всему миру, а у кого-то чуть хуже, и он вынужден ограничиться рамками своей страны, города, семьи – любым социумом, где его поддержат. Я помню девяностые в России, о которых многие издатели и писатели вспоминают с теплом – вот тогда литература в России действительно была международной. Сейчас же под лозунгами «Мы европейская страна!» начинает распускаться и процветать славянофилия, особенно среди издателей. Сомневаюсь, что соблюдение авторского права что-то изменит здесь. Это лишь уменьшит выбор читателя, а у многих и само желание читать в целом. К тому же большинство издателей, кричащих о возрождении литературы, связывая это с соблюдением авторского права, лишь мечтают о новых и больших прибылях. Опять же, ничего страшного в этом нет, за исключением того, что читателей окончательно ограничат в выборе. И снова приведу в пример российский автопром. Безусловно, есть ниша, которая покупает эти машины, но есть и много других людей, которые готовы были ездить на б.у. иномарках, потому что те были комфортнее, безопаснее и надежнее. Как с этим боролось местное автомобилестроение? Стали делать лучше машины? Нет. Правительство подняло налоги на ввоз европейского и японского «хлама», потому что мы, видите ли, европейская страна «с прожиточным минимум в десять раз ниже европейского»… В общем, я все это к тому, что читатель должен иметь выбор. Он сам должен прийти к пониманию литературы. Нельзя указать читателю, что нужно читать, а что нет. Потому что даже если читатель не «вздыбится», то уж точно не станет платить за чужие интересы - не в тех масштабах, чтобы можно было говорить о возрождении литературы. Необходимо учитывать рыночные ниши, тратить деньги на исследования и опросы, потому что читательские вкусы и пристрастия многогранны и уж точно не ограничиваются взглядами пары издателей, да депутатов, работающих в сфере литературы. Европейские цены и законы не дадут европейского понимания литературы и подхода к книгопечатанию. Невозможно щелкнув пальцами изменить то, на что у других ушли десятилетия. Есть шанс добиться этого, снова вернувшись к «железному занавесу», лишив людей возможности выбирать и сравнивать, но это уже анахронизм. Хотя если рассматривать издателей, заставших шестидесятые-восьмидесятые года прошлого века, то они, кажется, все еще живут по тем законам и понятиям. Я говорю только о мире литературы, хотя и в других сферах происходит нечто подобное. Как это изменить? В лучшем случае дождаться смены поколений, в худшем – никак, потому что те, кто диктует сейчас литературную моду, будут собирать вокруг себя подобных себе, отметая всех, кто не вписывается в их модель видения мира. Так что закон о защите авторских прав здесь мало что изменит.

Да, снизится объем скачиваемой зарубежной литературы. Да, те, кто читали, не перестанут читать, но им придется устремить взгляды на тексты, которые находятся в свободном доступе. Это либо классика, либо современные начинающие писатели, что в принципе уже неплохо. Почему я говорю о зарубежной литературе? Нет, она не лучше. Просто зарубежная литература заполняет те ниши, которые наши издатели попросту игнорируют, отталкивая читателя своей узколобостью. В последнюю категорию попадают в особенности подростки. А что такое читающий подросток? Это гормоны, богатая фантазия, вера в лучшее, маленький бунт внутреннего мира на пути поисков места своей личности в жизни. Теперь представьте себе, как сильно от подростков отличается престарелый, состоявшийся издатель, который настырно пытается навязывать им свое мнение и свои видения мира – кардинально в большинстве случаев. И не надо говорить: старшему виднее. Это тупость и узколобость, призванная оправдать ограниченность издательских интересов и нежелание тратить деньги на исследования рынка сбыта. В результате мы получаем огромный пласт подростков, которые отказываются воспринимать литературу российских авторов в силу отсутствия книг, соответствующих интересам. И не нужно возвращаться к избитой теме о том, что интересы подростков ограничены и примитивны. Это не так, потому что интересы растут и развиваются, переходя от меньшего к большему. Соответственно и подростки, формируя свои восприятия, свои литературные интересы, переходят от простейшей литературы к более сложной и многогранной. И если отбить у них желание и заинтересованность на этом этапе, то никаких переходов не будет. Развитие происходит путем накопления знаний и опыта в сферах, которые не безразличны для человека. В противном случае, развитие останавливается. Возьмите, к примеру «Преступление и наказание» Достоевского и «Вознесение» Толстого. Многим они нравились в старших классах? Нет. Но те, кто продолжили читать, развиваться, рано или поздно возвращаются к ним и понимают, что это действительно шедевры мировой литературы. Так что дайте подросткам шанс и не душите их интересы в зародыше. И не надо путать художественную литературу с «государственным выпускным экзаменом». Художественная литература, это не показатель знаний человека. Это способ отвлечься, провести несколько часов наедине с собой и вымышленным миром на страницах книги. Это отдых для уставшей от давления социума личности. Поэтому и невозможно здесь навязать чужое мнение.

К тому же необходимо помнить, что художественная литература тесно связана с кинематографом. И желание прочитать ту или иную книгу зачастую возникает после просмотра фильма, снятого по этой книге. Можно не тратить миллионы на исследование литературного рынка, а просто для начала посмотреть статистику кинопроката и сборы в кинотеатрах. И не надо говорить, что это не взаимосвязано – подобное отрицание выгодно лишь горстке ограниченных издателей, но никак не читательским массам, которых соблюдение авторского права посадит на сухой паек, лишив возможности неограниченного доступа к выбору зарубежной литературы, которая не лучше отечественной, просто разнообразнее. У нас же крупные издательства допускают существование «десяти» замусоленных до мозга костей серий, где растворяются авторы, да «десяти» именитых писателей. Конечно, осуществляется выпуск зарубежной литературы, сделавшей уже себе имя, но представьте цены на нее в случае строгого соблюдения авторского права, ведь тогда разница между стоимостью бумажной книги и электронной будет не существенна. И я сильно сомневаюсь, что крупные издательства будут что-то менять, хотя их и так уже осталось мало – хватит пальцев одной руки. Если сдвиг и наметится, то это произойдет в небольших электронных издательствах. Правда, ни о какой дорогостоящей рекламе и работе с общественностью здесь говорить не приходится. Завлекать читателя придется низкими ценами, спамом, в лучшем случае созданием «имени» своему издательству. Особняком здесь, пожалуй, стоят лишь сайты, занимающиеся созданием аудио книг. Во-первых, подобная продукция пользуется спросом, особенно в больших городах, в метро, общественном транспорте, за рулем, на пробежках и т.д., когда нет возможности читать глазами. Во-вторых, персонал этих издательств в большинстве своем молод и работает с такими же молодыми писателями. А молодость и «свежесть» мышления позволяет заинтересовать молодых читателей, что зачастую недоступно для крупных издательств в силу игнорирования ими подобного пласта читателей. Причем производство электронных аудио-книг это не такое дорогостоящее занятие, как считают сейчас многие узколобые и ретроградные издатели.

Так что, подводя итоги: если закон о защите авторского права начнет действовать прямо сейчас, то читатель, скорее всего, как всегда останется в проигрыше. Дивиденды получат лишь несколько издательств, да избранный круг уже состоявшихся писателей. Одним из немногих плюсов видится, что за неимением зарубежных аналогов, читатели потянутся к менее известным молодым отечественным авторам, произведения которых останутся в свободном доступе. Можете считать это национальной русской особенностью – «любовь к халяве». Хотя я полагаю, что все намного проще – мы просто не готовы жить по европейским законам. Конечно, не все. Мегаполисы, возможно, и потянут. Но как быть с другими городами, число жителей которых в разы больше чем число жителей пары богатых мегаполисов вместе с их пригородами. И если уже сейчас самосознание многих готово принять строгое соблюдение авторского права, то их кошельки – нет. Подобный закон лишит многих людей досуга. Особенно это касается молодежи. Я говорю не только о литературе, а о соблюдении авторского права в целом. Представьте себе цены на книги и фильмы. Теперь представьте себе зарплаты жителей небольших городов. И поверьте мне, свободный доступ к классической литературе и центральные телеканалы не смогут заменить эту брешь для молодежи. Те, кто не смотрели старческие, примитивно-любовные и ментовские сериалы, не будут их смотреть, а читать запоем классику в четырнадцать-семнадцать лет – этот каким же должен быть пышущий гормонами подросток? Маленькие города и без того вымирают и деградируют. Давайте отнимем у них последний досуг и гордо скажем: «Мы стали страной европейского уровня!» Нет. Мы никогда не были таковой и еще долго не будем. Мы – это мы.


Комментариев: 3 RSS

С некоторыми доводами автора согласен, но в общем выводы показались несколько натянутыми.

Цены уже давно европейские и во многом благодаря пиратам.

Зависимость прямая.

Интернет распространяется -> больше людей качают у пиратов -> меньше людей покупают книги -> тиражи падают -> цены на книги растут, т.к. издатель пытается хоть как-то сохранять уровень доходов. Да и вообще чем ниже тираж - те выше цена, это давно известная практика.

Так что, Виталий, я вам желаю проснуться, логика у вас ошибочная на все сто процентов.

Михаил, я говорил про цены на электронные издания (это и в названии акцентируется "в сети"), сейчас они весьма приемлемые, но навряд ли люди будут в таких же объемах покупать и читать электронные книги, особенно в регионах, если цены на них возрастут в разы. (Плюс некоторые вообще перестанут читать, потеряв возможность халявной скачки)

А на фильмы? Сами представляете, сколько будут стоить лицензионные.

Про бумажные издания - это уже совсем другой разговор. Хотя, думаю, не для кого не секрет, что будущее за электронной книгой, и возможно грядет день, когда на долю бумаги останутся только подарочные издания.

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Регистрация на сайте не обязательна (просьба использовать нормальные имена)

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Авторизация Site4WriteAuth.

(обязательно)

| Horror Web