Почему я не пишу мистические рассказы о России

/ Просмотров: 129029

Я вырос на зарубежном кинематографе и литературе. Я любил это, казалось, всегда, хотя это не значит, что я не смотрел и не читал ничего отечественного. Из раннего детства, я запомнил фильмы: «Семнадцать мгновений весны» и «В поисках капитана Гранта» - последний заставил меня исчеркать (это было еще до школы) десятки страниц, представляя, что это рукописи Верна, воображая себе тот мир, пытаясь понять, как писатель может создать нечто подобное. Хорошо запомнил сказку «Снежная королева», которую выучил почти наизусть. Это, пожалуй, все из хорошего в дошкольном возрасте. Но примерно в то же время я посмотрел мультфильм «Первый контакт», который вызвал во мне такое уныние, что я решил: именно так, наверное, выглядит смерть. Нечто подобное я испытал от просмотра фильмов «Кин дза дза» и «Чучело». Потом были первые книжки.Не помню названий, но пытался читать все, что попадается под руку. Кажется, был Кир Булычев, может что-то еще, но потом попался рассказ Роберта Говарда о «Конане» и мне показалось, что это самая лучшая книга в мире. Потом, точно так же я думал о «Кукловодах» Роберта Хайнлайна и «Майке Хаммере» Микки Спиллейна – особенно первая книга серии. Где-то там же была «Стальная крыса» Гаррисона, «Четверо со Сринагара» Пратера… В общем читал все, что попадалось под руку из зарубежных авторов.
Пытался браться за русские книги, но единственное, что зацепило на тот момент – «Приключения Робинзона Кукурузо» Всеволода Нестайко. Мне было тогда лет одиннадцать-двенадцать и я тщетно, но с энтузиазмом ребенка пытался написать продолжение «Звездных Войн» и историю о «Конане Варваре», уговорив друга писать через главу. Но после «Кукурузо» Нестайко я отложил все это и попытался найти «Яву Реня» где-то здесь, рядом, а не в «Киммерии» или «Далеком прошлом Звездных Войн». Герои Нестайко казались мне какими-то живыми, настоящими, не надуманными, но когда я попытался приладить их истории к своей жизни, к миру вокруг меня, то все как-то рухнуло, потеряло очарование, словно я попытался запихнуть Луи Буссенаровского «Жана Грандье» в Толстовскую «Войну и Мир», а сверху захлопнуть «Братьями Карамазовыми» Достоевского. Кстати, фильм о последних видел еще в начальных классах и сцена, где мальчик-левша кусает молодого барина за палец и то, что после происходит в доме мальчика, когда молодой барин встречается с его отцом, запали в память и, словно забрав часть детства, оставили чувство опустошенной тошноты. Позднее, когда взрослым перечитывал «Карамазовых», сцена уже не казалась настолько жуткой, но, клянусь, когда я был ребенком, мне казалось, что мозг просто лопнет от безнадежности, когда я смотрел этот отрывок. (Отдаленно похожее чувство было когда взрослым посмотрел «Белый Бим Черное ухо» - сцена, когда актер Тихонов приводит собаку на выставку, а ему не разрешают принять участие. Особенно диалоги жюри о том, кем он не является)… В общем Нестайко пришлось отложить, а вместе с ним добрых подростков школьников и вернуться к «Киммерии», «Звездным войнам» и пленившим меня на тот момент первым сериям «Твин Пикса». Не знаю почему, но этот сериал буквально что-то перевернул во мне. К тому моменту я посмотрел уже много фильмов ужасов, прочитал десятка два мистических рассказов (особо запомнился почему-то «Подвал» Ричарда Лаймона и «Ночь живых мертвецов» Джона Руссо), но когда я увидел «Твин Пикс»… Это было нечто. Даже не сюжет сериала, а его фон – мигающие лампы, крупные планы птиц в ночном лесу, музыкальное сопровождение... Мне казалось, что я не смотрю эти серии – я их чувствую, впитываю… Я не мог спать. Я был взволнован, возбужден, очарован. Я не мог думать ни о чем другом. Мне хотелось выйти на улицу и продолжить впитывать в себя мир ночи, мир звуков, шорох… Ничего другого не существовало. Я словно растаял в Линчевcком сюрреализме… И это было круто. Никогда прежде я не чувствовал себя таким живым. Мир стал прост и непостижим одновременно. Мир стал осязаем и призрачен. Мне хотелось передать эти чувства, рассказать о них… Но когда я попытался это сделать, то оказалось, что большинство людей вокруг меня интересуется лишь «веселящими глаз несчастьями ближнего», да убогой сатирой Петросяна, от которой хочется плакать. А те кто был поумнее, смотрели в сторону Толстовского «Вознесения» - на мой нынешний взгляд один из лучших романов писателя, правда тогда я его еще не читал, да и не понял бы по-любому. Тогда люди слушали о чем-то мистическом, кивали и сравнивали с фильмом «Вий», «Люми» или Гоголевскими «Вечерами на хуторе близ Диканьки». Все это было похоже на то, как писать сочинения по литературе, когда тебе снижают оценку за то, что ты пытаешься высказать свое собственное мнение о герое книги, и ставят «отлично» за набор штампованных фраз. В общем, «Твин Пикс» был здесь, словно «чужой самовар в Туле». Это словно сравнивать «Потерянный рай» Джона Милтона и «Сказ о попе и о работнике его Балде» Пушкина. Каждый хорош по-своему для СВОЕГО круга читателей. «У каждого народа свое собственное понимание добра и зла». У каждой страны свои собственные герои и отступники. На это влияет история, социальный уровень жизни, политический режим… И нет смысла нести «свои уставы в чужие монастыри»… Можно лишь выбрать то, что тебе действительно дорого, интересно и найти «монастырь» соответствующий этим базисам…

Теперь по существу. Почему я не пишу мистические рассказы о России? Глупый вопрос. Все равно, что спросить Перумова, почему он пишет об «орках», а не о Пелевенских «урках». Просто такой жанр. Просто такие правила. Просто человек так хочет и так умеет. Просто человек так видит свою историю и своих героев. Все. Другого не надо. Был бы читатель… Что касается меня, то я пишу не об англо-язычных странах – я там никогда не был. Я стараюсь создать вымышленный мир, не реальный. Мир, который сможет отвлечь читателя от повседневности, дав ему возможность отдохнуть. Я хочу, чтобы это стало для него увлекательным путешествием. Словно подъем на Эверест, который он никогда не совершит в действительности, но став одним из героев, почувствует себя на мгновение альпинистом… Была девушка, которая в отзыве на один из моих рассказов написала, что зачиталась и проехала свою остановку в метро… Вот о чем я говорю.

Комментариев: 3 RSS

Отлично все сказано. Я в детстве тоже смотрела Твин Пикс, а недавно его снова весь пересмотрела. Обожаю этот фильм. Мне тоже больше нравится писать не о России, как-то не патриотично звучит))почему? Отвечу твоими же словами)) Когда пишу о России, действия и образы совсем иные, меньше нужного темного антуража и мистики получается.Было очень интересно услышать, прочесть твои мысли и найти что-то близкое для себя. Успехов,Виталий, всего наилучшего!

Самому мне не хватало смелости признаться, что не очень то нравится писать о вещах, происходящих с героями в нашей стране. Сам поклонник культового сериала "Твин Пикс", на мой взгляд, ещё ни один из последующих фильмов его не превзошёл (и не превзойдёт). Автору огромное спасибо за откровенность, именно она помогла мне укрепиться в вере, что писать надо не о том, что предпочтительнее издателю, а о том, к чему расположена твоя творческая натура (ну и о том, что знаешь лучше всего). Спасибо за смелость.

Возможно поэтому в детстве и юности читала Кинга, Бредбери,Кунца, Эд.По и подобных авторов и долго не обращала внимания на наших авторов, среди которых тоже есть мастера пера в жанре сверхъестественного.

Оставьте комментарий!

Регистрация на сайте не обязательна (просьба использовать нормальные имена)

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Авторизация Site4WriteAuth.

(обязательно)

Site4Write: сайты для писателей